Название: Яночка
Автор Greylady
Бета: куда нам, убогим…
Рейтинг: PG
Размер: мини
От автора: розовые сопли с сахаром, да и героиня с неудовольствию отдельных читательниц не является духовно богатой девой.
Более всего красивую женщину ранит тот,
кто не глядит в ее сторону.
Т. Фуллер
Яна крутится перед зеркалом, поправляя волосы, проводит по губам лиловой помадой. «Свет мой зеркальце, скажи…». Зеркальце говорить не умеет, но она додумывает, и - странно – словно слышится сладкий баритон: «Ты на свете всех милее…»
Янина парта вторая в третьем ряду, на ней замазкой нарисовано сердечко. А ещё там написано «Цой жив», но Яне это неинтересно, потому что правильным девушкам - не бесполым существам в кедах и толстовках – безразличен Цой, который на самом деле уже давным-давно умер. Яна правильная девушка. У неё пышная юбка, маленькая сумочка, атласная косметичка вместо пенала и красивый, но бесполезный телефон; она любит белые розы, сидит по вечерам в кофейне, попивая гляссе, три раза смотрела «Реквием по мечте» и влюблена в Джареда Лето, потому что он талантливый и у него красивые глаза.
На столе учебник, атласная косметичка – две ручки, карандаш, красный маркер, пудреница и помада, - и тетрадка с чёрно-серым поп-артом.
Сосед сидит рядом – блики в стёклах очков, что-то скучно-мелодичное из наушников, - и увлечённо читает.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Яна думает, что всё это глупость, и что стихи должны быть понятные, и что в этом наборе слов и рифм совсем нет смысла.
Яна смеётся вместе со всеми – потому что Эдик действительно сморозил глупость и потому что смех у неё красивый, - целует в щеку одноклассницу – прохладное касание и следы лиловой помады на чужой щеке, - что-то увлечённо говорит, и все слушают. Потому что Яна умеет говорить, потому что у неё красивый голос и немного потому, что на неё приятно смотреть.
***
Вечером свидание. Тёплый полумрак кофейни, белая пена шапка сливок в чашке, сигаретный дым и мерный гул голосов.
Яна смотрит на часики – белый браслет и россыпь фиолетовых стразов вокруг циферблата – и всё не может дождаться, когда можно будет расстаться с этим докучливым молодым человеком, которого она называет своим парнем.
- Ты меня совсем не слушаешь! Тебе что, неинтересно?!
- Не интересно, Макс.
- Какого хрена я тогда с тобой встречаюсь?! Ладно-ладно… хотя не думаю, что ты найдёшь второго такого дурака, который будет с тобой встречаться!
Он встаёт и уходит. И всё это кажется Яне надуманным, театральным, и будто бы происходит совсем не с ней. Будто дверь кафе хлопнула где-то далеко-далеко, может, на экране телевизора. А потом Яна думает, что Макс хотел её обидеть, но она совсем не обижается.
Яна допивает свой кофе и тоже уходит. В её голове вертятся мысли о том, что на завтра задали сочинение, что пора доставать осенние сапоги, потому что в туфлях уже холодно, и что скучный родной город в чернильных сумерках всё-таки красив.
***
Яна кидает за спину скомканную бумажку. Кто поймал, должен честно сказать, как к ней относится. Потом подбрасывает поймавший и так далее. Говорят, это полезный психологический тренинг.
«Яночка, солнышко, я тебя просто обожаю!»
«Нормально»
«Положительно»
«Терпеть не могу»
«Нежно люблю и боготворю»
«Симпатизирую»
Опять кидает Яна, поворачивается. Бумажный шарик в руках у Тиля, её странного соседа, он как обычно не смотрит ни на кого.
- Мне всё равно.
Яна думает, что её ни капли не интересует мнение этого чудака и ботаника, и что ей совсем-совсем не обидно…
- Ну что, я перекидываю?
***
- Абэ равно эм косинус альфа…
Жёлтые полосы света сквозь неплотно прикрытые жалюзи, синие тени в углах.
Яна положила голову на руки и, чуть повернув голову, рассматривает Тиля. Он как обычно читает книгу со странными стихами, чуть щурится от солнца – тёмным золотом ресницы, блики на стеклах очков. Яна думает, что сегодня совершенно дурацкий день, в душу словно кислоту вылили, и любимая лиловая помада закончилась.
Яна краем глаза глядит в книгу Тиля – на сиреневой обложке серебристое тиснение, и название «Поэты серебряного века», желтоватые страницы со старомодным шрифтом. Её кажется, что мир вокруг окрашен в сиренево-лиловые тона, и её клонит в сон.
Кто-то тычет её в спину ручкой, и Яна просыпается.
- А?
- Для тихого часа ещё рановато.
- Спасибо.
Тиль всё так же читает книгу, а задача, с которой одноклассник мучается у доски вот уже пятнадцать минут, у него решена, записана в тетради аккуратным почерком с завитушками.
Яне кажется, что сегодня она слишком много думает о Тиле, хотя ничего интересного в нём нет. Совсем.
Осталось просуществовать десять минут до конца урока, и Яна пододвигается к Тилю, смотрится с книгу, почти касаясь его плеча своим. Яне кажется, что он этого даже не заметил, а Эдик сзади что-то шипит про любовь до гроба и ревность.
Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
Яне кажется, что в её душе кто-то скребёт, оставляя тонкие царапины.
***
- Тиль…
- М?
- А можно книгу почитать взять?
- Бери.
Тиль вытаскивает из книги закладку, протягивает книгу Яне, смотрит как всегда чуть в сторону, и Яна пытается поймать взгляд серо-голубых глаз. Яна ожидает, что он язвительно хмыкнет или, может скажет «Что, теперь модно читать?», но Тиль молчит.
Тиль уходит, а она ещё пару мгновений стоит в коридоре, сжимая в руках потрёпанный томик стихов.
***
Яна кутается в любимый плед – серые полоски на лиловом фоне - и пьёт чай из фарфоровой чашки. Горит настольная лампа, и слышен стук маятника старинных напольных часов.
В Академии Поэзии — в озерзамке беломраморном —
Ежегодно мая первого фиолетовый концерт,
Посвященный вешним сумеркам, посвященный девам траурным...
Тут — газеллы и рапсодии, тут — и глина, и мольберт.
Стихи опутывают сознание причудливой паутиной, и Яна засыпает в кресле, поставив чашку на стол. Яне снится, что вокруг неё хрустально-радужный мир, похожий на мыльный пузырь, который лопнет через мгновение.
***
- А тебе кто из этих поэтов больше нравится?
- Брюсов. А что?
- А мне больше Ахматова понравилась… у неё стихи такие искренние.
Тиль рассеянно пожимает плечами, и Яне кажется, что ему ну совершенно всё равно. Скорее всего, она права.
Яна отдаёт Тилю книгу и возвращается к друзьям. Яна думает, что в очередной раз обсуждать безмозглую Юлю всё же интереснее, чем разговаривать с её странным соседом по парте, который, кажется, и говорить-то не хочет и не умеет.
***
Листок в клетку весь покрыт текстом, местами зачёркнутым, местами замазанным.
Когда ты дышишь воздухом игристым,
Что свеж и тих,
Когда поёшь с душою первой скрипки,
Когда ты спишь,
Я пройду незрима и неслышна
К тебе, друг мой,
Хрусталь слезы с щеки смахну…
Всегда с тобой.
Яне мучительно стыдно за эти строчки, нескладные и неловкие. Пёстрый ворох эмоций словно отражается в кривом зеркале, превращаясь под пальцами в неискренние слова и серые фразы. Она кладёт исписанный крупным почерком листок в дневник.
***
Яна мнёт в пальцах бумагу со стихом; она кусает губы, слизывая лиловую помаду; она впивается в руку ногтями, оставляя красные полоски на коже. Яна думает, что последний раз так волновалась, когда сдавала экзамен в девятом классе: держала в руках шпаргалку, собираясь спрятать её в лифчик; собиралась, словно на казнь, грустно думая о том, что у них нет права на последнее желание.
Тиль ни с кем не здоровается и ни на кого не обращает внимания. Он молча достаёт из сумки учебник и тетрадь, и кажется, что вокруг него нет ни единого человека, а эти парни в цветных рубашках и галстуках, две девушки и пожилая учительница – то ли безмолвные призраки, то ли декорации, нарисованные на стене. Тиль снова уткнулся в книгу и ничего не видит вокруг себя.
Яна осторожно дотрагивается до плеча Тиля, словно он стеклянный и сейчас разлетится под её пальцами радужными осколками.
- М?
- Ты ведь в стихах разбираешься?
- Ну да.
- Можешь посмотреть… это я написала.
Яна делает вид, будто ей по большому счёту всё равно, будто она морально готова услышать, какая она бездарность и что стих невероятно ужасен. Но она прикусывает губу до крови и незаметно пытается зализать ранку.
- Ничего вполне.
И Тиль снова утыкается в своё книгу, словно забыв о Яне.
А Яна думает, что всё это на самом деле чертовски обидно.
______________________________
В тексте использованы фрагменты стихотворений Брюсова, Гиппиус, Северянина.
Отредактировано Greylady (2009-03-09 16:28:21)